Isaiah 45:8

Содержание

Исаия 45:1

Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;

Комментарий к Исаия 45:1

Исаия 45:2

Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;

Комментарий к Исаия 45:2

Исаия 45:3

и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.

Комментарий к Исаия 45:3

Исаия 45:4

Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.

Комментарий к Исаия 45:4

Исаия 45:5

Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,

Комментарий к Исаия 45:5

Исаия 45:6

дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.

Комментарий к Исаия 45:6

Исаия 45:7

Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.

Комментарий к Исаия 45:7

Исаия 45:8

Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.

Комментарий к Исаия 45:8

Исаия 45:9

Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: “что ты делаешь?” и твое дело : “у него нет рук?”

Комментарий к Исаия 45:9

Исаия 45:10

Горе тому, кто говорит отцу: “зачем ты произвел на свет?”, а матери: “зачем ты родила ?”

Комментарий к Исаия 45:10

Исаия 45:11

Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

Комментарий к Исаия 45:11

Исаия 45:12

Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

Комментарий к Исаия 45:12

Исаия 45:13

Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

Комментарий к Исаия 45:13

Исаия 45:14

Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, : у тебя только Бог, и нет иного Бога.

Комментарий к Исаия 45:14

Исаия 45:15

Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

Комментарий к Исаия 45:15

Исаия 45:16

Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

Комментарий к Исаия 45:16

Исаия 45:17

Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

Комментарий к Исаия 45:17

Исаия 45:18

Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.

Комментарий к Исаия 45:18

Исаия 45:19

Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: “напрасно ищете Меня”. Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину.

Комментарий к Исаия 45:19

Исаия 45:20

Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.

Комментарий к Исаия 45:20

Исаия 45:21

Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.

Комментарий к Исаия 45:21

Исаия 45:22

Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.

Комментарий к Исаия 45:22

Исаия 45:23

Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.

Комментарий к Исаия 45:23

Исаия 45:24

Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него.

Комментарий к Исаия 45:24

Исаия 45:25

Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево.

Комментарий к Исаия 45:25

ru.rationalwiki.org

  1. Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;
  2. Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;
  3. и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.
  4. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.
  5. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,
  6. дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.
  7. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
  8. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.
  9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук»?
  10. Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?»
  11. Так говорит Господь, Святой Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
  12. Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
  13. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.
  14. Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: «у тебя только Бог, и нет иного Бога.
  15. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель».
  16. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.
  17. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.
  18. Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.
  19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину.
  20. Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.
  21. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.
  22. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.
  23. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.
  24. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него.
  25. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево.

www.bibleonline.ru

Ис. 45:1-4. Глава 45 является прямым продолжением предыдущей, так что и самое разделение их представляется несколько искусственным. Впрочем, известным “оправданием” этому может послужить высокоторжественное библейское Так говорит Господь, нередко предваряющее сообщение чего-то крайне важного. Тут им начинается единственное в Ветхом Завете непосредственное обращение Господа к языческому царю, которого Он, что и вовсе удивительно, называет “Своим помазанником”.

Словом этим ознаменовано было, как известно, вступление двух первых еврейских царей – Саула и Давида – в особые взаимоотношения с Богом (1-Цар. 10:1; 16:6). Возможно, по мысли Господа, Кир должен был послужить своего рода царем (как источником благословений свыше) для плененного Израиля, не имевшего в ту пору собственного царя.

И (что нередко бывает у Исаии) Кир в его повествовании, будучи лицом вполне историческим, мог в то же время выступать как прообраз Помазанника – Мессии, призванный, как и Он (в виденьи Исаии) к исполнению двух функций: к освобождению избранного народа и к совершению Божиего суда над всеми в Бога неверующими (последнему соображению весьма созвучны слова, сказанные о Кире в заключительном стихе главы 44 “пастырь Мой… исполнит… волю Мою”). “Избрание” Кира в этом смысле Богом, может быть, объяснялось и замечательными нравственными достоинствами этого мудрого политического деятеля. Как о таковом о нем свидетельствовали многие известные писатели древности.

“Держать за правую руку” (стих 1) – иносказание явной и действенной помощи. “Снять роясь с чресл царей” – образ лишения их силы и боевой готовности. Мысль об “отворенных и сокрушенных дверях” в окончании стих 1, переходящую в стихе 2, объясняют наличием в крепостных стенах древневосточных городов (что подтверждено археологическими раскопками) большого числа ворот; по свидетельству греческого историка Геродота, в стенах, окружавших Вавилон, насчитывалось около ста “медных дверей”. Сравненные с землей горы (стих 2) – по-видимому, образ покоренных Киром царств, сокровища и богатства которых (стих 3) перейдут к нему. И Кир действительно овладел легендарными богатствами лидийского царя Креза и всем, что хранилось в сокровищницах Вавилона.

Бог Израилев называет Кира по имени – в знак особого приближения к Себе его, который не знал Иегову (эта фраза повторена дважды – в стихе 4 и 5), и с тем, чтобы он познал, что “знавший” его задолго до его рождения, есть истинный Бог и что это Он помогает ему. Но делает это Он ради народа Своего – Иакова.

Ис. 45:5-7. И ради того, чтобы в странах, завоеванных Киром, – от востока до запада – распространялось посредством евреев, к которым Кир особенно благоволил (Езд. 1:2), и при содействии самого этого мудрого царя истинное богопознание: Дабы узнали… что… Я Господь, и нет иного. Официально Кир исповедывал дуалистическую религию, исходившую из существования двух боровшихся между собой богов: Ормузда, бога добра и света, и Арнмана – бога зла и тьмы.

Между тем, в речи Исаии после слов “и нет иного” (стих 4) следует утверждение Иеговой Своей абсолютной власти, отрицание Им всякого “двойника”: Я образую свет и творю тьму. Фраза эта, возможно, звучит в опровержение языческих представлений Кира. “Творю тьму… и произвожу бедствия.” Не значит ли это, однако, что Господь делает Себя ответственным за зло, царящее в мире?

Нет, конечно. Но если мир (евр. шалом скорее употреблено здесь в значении “благоденствия”) и бедствия (по-евр. ед. число – ра) исходят от Бога, то зависит это в конечном счете от того, насколько приближаются к Нему или, напротив, удаляются от Него люди. Поскольку Бог – единственный источник жизни и блага, то удаление от Него неизбежно обращает жизнь в бедствие.

Ис. 45:8. В стихе 8 видят ликующее провозвестие Исаией отдаленного будущего, которое придет на землю с утверждением на ней Тысячелетнего царства: именно тогда “правда прольется (фигурально выражаясь) из облаков” и, подобно чудесному урожаю, “произрастут из земли” правда (здесь, возможно, в значении оправдания по благодати) и как следствие оправдания, отпущение грехов – спасение.

в. Бог – Творец всего и вся (45:9-13)

Ис. 45:9-13. Тут, очевидно, обращение к “жестоковыйным” иудеям, не устававшим “препираться” с Создателем своим (не подчиняться Ему и на Него же роптать) на протяжении всей своей истории. Сравнения в стихах 9-10 подчеркивают бессмысленность подобных “препирательств”, тем более абсурдных, что Святый Израиля… создал не только его, но и всю землю и род человеческий на ней.

В стихе 13 Господь говорит о Кире. Это его сотворил Он царем праведным (в правде) и перед ним уравняет все пути, т. е. всячески будет благоприятствовать ему. Это Кир построит город Его и отпустит пленных Его, причем сделает это не только бескорыстно, но сам снабдит всем необходимым отправлявшихся в дальний путь евреев (Езд. 1, начиная со стихом 4).

г. Язычники склонятся перед Богом (45:14-19)

Ис. 45:14-17. В сущности народы, перечисленные в стихе 14, символизируют всех вообще язычников, которые будут… посрамлены. Впрочем, названные здесь три народа, “со всем, что имеют”, перейдут к Киру, точнее, к преемнику его Камбизу, послужив персам Господней “наградой” за доброжелательное отношение к евреям (толкование на 43:3).

Более конкретно, пророк подразумевал, очевидно, что благодатное царствование Кира под покровительством истинного Бога заставит и многих язычников обратиться к Нему. Существует мнение, что все, о чем сказано в этих стихах, будет иметь место во второе пришествие Мессии. Однако тон, в каком говорится тут о язычниках (придут… в цепях; со стыдом пойдут) мало соответствует картине вступления людей в Тысячелетнее царство. Правильнее, вероятно, видеть здесь иносказательное описание процесса отречения язычников от идолов в пользу Бога Израилева.

Ис. 45:18-19. Вновь (стих 18) утверждение Господнего творческого всемогущества. Третью фразу в стихе 18 вернее читать так: “не сотворил землю, чтобы оставить ее пустой” (но образовал ее для жительства). В стихе 19 та мысль, что Свою волю относительно процесса творения и назначения его (которое состояло, в частности, в грядущем спасении человечества) Бог открывал людям, первоначально через народ израильский (к примеру, Втор. 30:11-20), – открывал постольку, поскольку род человеческий мог “вместить” планы Божий, “мысли Его и пути”. Господь не говорил… тайно (сравните Ис. 48:16), но при многих свидетелях (Ис. 44:8 сравните с Иоан. 18:20). И то, что Он изрекал, было истиной. Я говорил… не в темном месте земли; возможно, здесь содержится намек на подземные святилища некоторых языческих богов.

д. Обращение Господа к язычникам (45:20-25)

Ис. 45:20-25. Характерный для Исаии прием обращения к язычникам (стих 20 сравните с 41:1 не 43:9). Слово уцелевшие может иметь как бы общий смысл: народов, уцелевших на протяжении истории от судов Божиих, которые все еще, однако, не обратились к истинному Богу. Образ язычников, носящих деревянного своего идола, вероятно, навеян древним обычаем, существовавшим в Ассирии и в Вавилоне, устраивать пышные религиозные шествия с “участием” иноземных богов (среди которых были и деревянные их изображения).

Да соберутся они, чтобы вместе “приблизиться” к тому единственному Богу, Который есть Бог праведный и спасающий. Следует неоднократно повторяемый Исаией аргумент – всезнание Бога относительно прошедшего и будущего – в пользу Его абсолютного превосходства (стих 21); конкретно, речь, скорее всего, идет о “заблаговременном”, но поразительно точном пророчестве, касающемся Кира (сравните 41:26; 43:9; 44:7).

Устами Исаии Господь призывает все концы земли обратиться к Нему во имя своего спасения (стих 22) и предсказывает, что в конечном счете так и произойдет (стих 236 и 246 сравните с Рим. 14:11 и Фил. 2:10-11). Для Исаии это было обращение язычников к Иегове; в более полном масштабе поворот к истинному богопознанию начнется с основания новозаветной Церкви.

Трудно поддается объяснению фраза об “оправдании и прославлении в Господе всего племени Израилева” (стих 25), особенно в свете учения об “остатке”, который спасется. Ел. Иероним, к примеру, толковал это место в том смысле, что речь в нем идет о тех происшедших от племени Израилева, которые затем “родились от семени апостолов”. В них-то Господом и будет оправдано и прославлено все племя Израилево.

otveti.org

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here