Psalm 109:4

David speaks of the cursings due to the wicked and deceitful—He prays that his enemies will be confounded.

To the chief Musician, A Psalm of David.

1 Hold not thy peace, O God of my praise;

2 For the mouth of the wicked and the mouth of the deceitful are opened against me: they have spoken against me with a alying tongue.

3 They compassed me about also with words of hatred; and fought against me without a cause.

4 aFor my love they are my adversaries: but I give myself unto prayer.

5 And they have rewarded me evil for good, and ahatred for my love.

6 Set thou a wicked man over him: and let aSatan stand at his right hand.

7 When he shall be ajudged, let him be condemned: and let his bprayer become sin.

8 Let his days be few; and let another take his aoffice.

9 Let his children be fatherless, and his wife a widow.

10 Let his children be continually vagabonds, and beg: let them seek their bread also out of their desolate places.

11 Let the aextortioner catch all that he hath; and let the strangers spoil his labour.

12 Let there be none to extend mercy unto him: neither let there be any to favour his fatherless children.

13 Let his aposterity be cut off; and in the generation following let their name be bblotted out.

14 Let the ainiquity of his fathers be remembered with the Lord; and let not the sin of his mother be blotted out.

15 Let them be before the Lord continually, that he may cut off the memory of them from the earth.

16 Because that he remembered not to shew mercy, but persecuted the apoor and needy man, that he might even slay the broken in heart.

17 As he loved cursing, so let it come unto him: as he delighted not in blessing, so let it be far from him.

18 As he clothed himself with cursing like as with his garment, so let it come into his bowels like water, and like oil into his bones.

19 Let it be unto him as the garment which covereth him, and for a girdle wherewith he is girded continually.

20 Let this be the reward of mine adversaries from the Lord, and of them that speak evil against my soul.

21 But do thou for me, O God the Lord, for thy aname’s sake: because thy mercy is good, deliver thou me.

22 For I am poor and needy, and my heart is wounded within me.

23 I am gone like the shadow when it declineth: I am tossed up and down as the locust.

24 My knees are weak through fasting; and my flesh faileth of fatness.

25 I became also a reproach unto them: when they looked upon me they shaked their heads.

26 Help me, O Lord my God: O save me according to thy mercy:

27 That they may know that this is thy hand; that thou, Lord, hast done it.

28 Let them acurse, but bless thou: when they arise, let them be ashamed; but let thy servant rejoice.

29 Let mine adversaries be clothed with ashame, and let them cover themselves with their own confusion, as with a mantle.

30 I will greatly praise the Lord with my mouth; yea, I will praise him among the multitude.

31 For he shall stand at the aright hand of the bpoor, to save him from those that condemn his soul.

www.lds.org

Подписывайся на наш канал ТелеграммЗеркало на Там Там

МЕЛХИСЕДЕК — ЦАРЬ ПРАВДЫ. Очень необычное имя… О нём почти ничего неизвестно, хотя на страницах Священного Писания мы трижды встречаем эту таинственную личность. Впервые он появляется в книге Бытие 14:18-20, второй раз мы читаем о нём в пророческом Псалме 109: 4 и, наконец, в третий раз, уже более подробную информацию о нём узнаём из послания к Евреям 5:6,10; 6:20 и 7:1-10, где автор послания особо возвеличил его, неоднократно повторив древнее пророчество, что Иисус — “священник по чину Мелхиседека”.

То обстоятельство, что Моисей не дает нам никаких биографических сведений о Мелхиседеке, а Псалмопевец и автор послания к Евреям ставят его в таинственную связь с самим Господом Иисусом Христом, породило множество самых разнообразных взглядов на эту таинственную личность и на достоинство его служения: одни видят в нем престарелого патриарха Сима (таргумы, Лютер и др.), другие — Ангела (Ориген), иные — Святого Духа (Иеракс египтянин)… Но ни одно из этих мнений, ввиду их необъективности и произвольности толкования не основанного на Слове Божием, не может быть принято. На данный момент времени превалируют две точки зрения: первая — что это была строго определенная историческая личность, жившая и даже царствовавшая в эпоху Авраама, вторая – что это было явление теофании, то есть видимое проявление в нашем мире второй личности Троицы — Иисуса Христа в человеческом образе. Давайте и мы попробуем самостоятельно разобраться в этом вопросе, но, прежде чем перейти к исследованию этой личности и его роли в истории на основании Писания, обратимся к некоторой информации, которая имеется в справочниках и других источниках.

Вот что о нём сказано в Библейском справочнике Генри Геллея (изд. “Библия для всех” С.-Петербург, 2002) на стр.106, раздел “Мелхиседек”:

“Мелхиседек, 14:18-20 8 Священник — царь Салима (Иерусалима). Еврейское предание гласит, что это был Сим, оставшийся в живых после потопа, старейший житель земли, священник патриархального века всего человечества. Если это так, то здесь содержится намек на то, что уже скоро после потопа Бог избрал Иерусалим быть центром и местом избавления человечества. Кто бы Мелхиседек ни был, он был прообразом Иисуса Христа (Пс. 109; Евр. 5,6,7).”

Действительно, в иудейском мидраше о спасении Лота Авраамом говорится, что Мелхиседек, был Симом, предком Авраама, которого он учил обязанностям священника. Он же отдал Аврааму кожаные одежды, сделанные Богом для Адама и Евы и украденные Хамом, но потом возвращенные Симу. В комментарии к мидраше, Грейвс называет Мелхиседека «Цедеком» и утверждает, что он был городским богом Салима, а не Богом иудеев. В другом месте этого мидраше говорится, что Аврааму помогал во время сражения таинственный свет, который лился от планеты Цедек (древнееврейское название Юпитера). Таким образом, указывается на двойную функцию Мелхиседека: царя и планеты.

Однако, предположение о том, что он был Симом, вряд ли соответствует действительности, хотя бы потому, что в Евр.7:3 о Мелхиседеке сказано: “ без отца, без матери, без родословия”, а родословие Сима нам хорошо известно.

Библейский словарь Эрика Нюстрема (изд. “Логос” Лаге, С._Петербург, 1995) на стр.243 кратко излагается история Мелхиседека:

“Мелхиседек — Мелех а-Цедек. Мелхиседек, т. е. царь праведности, хананейский царь Салима и также священника Бога Всевышнего. Он вышел навстречу Аврааму, когда тот возвращался после поражения царей северного Ханаана, вынес ему хлеб и вино и благословил его во имя Господа, за что и получил от него десятую часть добычи (Быт. 14:18). Высокоблагословенный Авраам является тут как бы ниже хананейского царя, который здесь неожиданно появляется. Затем в продолжение 1000 лет о нем не говорится ничего, и вдруг в пророчестве 109 псалма Мессия называется «священником вовек по чину Мелхиседека». Проходят еще 1000 лет и послание к Евреям говорит, что Иисус из Назарета уподобляется этому таинственному первосвященнику (Евр. 5:6; 6:20). Эта мысль развивается в 7-ой главе, где говорится, что Мелхиседек во многом является прообразом Христа: своим именем «царь праведности»; названием его города «царь Салима», т.е. царь мира; своим неожиданным появлением в рассказе, где ни чего не упоминается о его отце и матери, рождении и смерти (без родословия); далее, тем, что он, хотя не происходил из священнического рода, все-таки занимал высокую священническую должность, принял от праотца Авраама десятину и дал ему благословение (Срав. Езд. 2:62). Итак, Мелхиседек является прообразом Христа, Который, хотя и произошел из колена Иудина, все-таки был гораздо выше Левия и посредством своего вечного священства заменил левитское священство.”

Обратим внимание, что оба эти справочника делают вывод, что Мелхиседек служил прообразом Христа.

Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э., иудейский философ, богослов и экзегет) в трактате «О связях», 99, характеризует Мелхиседека как “обучившего самого себя и инстинктивного первосвященника”. В трактате «Об Аврааме», Филон называет его “великим священником (т. е. первосвященником) Бога Величайшего”. Комментируя текст книги Бытия 14:18—20, он приводит ряд сведений, отсутствующих в библейском рассказе. В частности, Филон пишет, что Авраам вернулся после битвы с коалицией царей, не потеряв ни одного человека. Мелхиседек воздел руки к небесам в молитве и принес победные жертвоприношения за всех участников сражения. Он возрадовался победе Авраама над коалицией царей, как будто это была его собственная победа; и так оно и было на самом деле, ибо “дела друзей ведутся сообща”, особенно дела добрых людей, чья общая цель — угождать Господу. В трактате «Аллегорическое истолкование», III, 79—82 Филон, также комментируя текст книги Бытия 14:18—20, замечает, что Бог поставил Мелхиседека священником и “миролюбивым» царем изначально, так что он не имел предшественников в священстве и царствовании”. Здесь же александрийский еврейский философ рассматривает Мелхиседека как репрезентацию Логоса, как воплощенный Логос. (Вообще, Филон неоднократно идентифицирует первосвященника с Божественным Логосом; см., например, трактаты «О странствовании Авраама», 102; «О бегстве и обнаружении», 108 ff.)

В раннехристианском гностическом коптском (перевод с греческого) трактате, условно называемом «Мелхиседек» 227 (Наг-Хаммади IX, 1), Мелхиседек, пребывающий до времени на небесах, прямо отождествляется с Иисусом Христом, Сыном Божьим. Автор данного трактата изображает его в качестве «истинного Первосвященника Бога» и «Святого воина», т. е. как жреческого и светского Мессию, который будет явлен миру (в третий раз) в Конце дней (http://levit1144.ru/forum/20-11177-1).

О богословах, утверждающих, что Мелхиседек – это просто историческая личность (человек), упоминать не будем, так как их очень много (можно сказать, что большинство).

Давайте же и мы, детально изучая Писание, постараемся найти ответ на вопрос “так кто же он, этот таинственный Мелхиседек”?

Прежде всего внимательно прочтём все места из Библии, говорящие о нём:

Быт. 14:17-19 “17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что долина царская; 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — 19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. дал ему десятую часть из всего.”

Пс. 109:4 (Евр. 5:6) “Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.”

Евр.5:10 “быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.”

Евр.6:20 – 7:1-22 “20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. 4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. 8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в Авраама дал десятину: 10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. 11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. 15 И это еще яснее видно , что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. 17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. 18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20 И как не без клятвы, — 21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, — 22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус. ”

Из Быт.14:18 и Евр.7:1,2 мы узнаём, что он был царём города Салима: “ Мелхиседек, царь Салимский ” и “ Ибо Мелхиседек, царь Салима ”, но что это за город? Ключом к разгадке послужит 75-й Псалом, ст.2,3 “Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.” Из этого отрывка мы можем сделать вывод, что Салим расположен на Сионе. Что мы знаем о горе Сион?

Во-первых, эта гора имела ещё несколько названий, одно из них – Ермон: Втор.4:48 “ от Ароера, который на берегу потока Арнона, до горы Сиона, она же Ермон, ”. О горе Ермон так же известно из Втор.3:8,9 “ И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона, — Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром ”, итак, мы видим разные названия одного и того же места: Сенир, Сирион, Ермон и, наконец, Сион. О том, что эта гора была священной, мы узнаём не только из Пс.75:2,3, где, как мы уже прочли, было жилище Бога, но и из Пс.88:13 “ Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. ”

А теперь соотнесём некоторые факты: на горе Сион был расположен город Салим в котором было… жилище Бога! (Пс.75:2,3) и в месте том “радуются о имени Бога”. Но мы все прекрасно знаем, что местом обитания Бога на земле и месте особой радости о Боге — был Иерусалимский храм, а, значит, можем сделать вывод о том, что “Салим” – это более раннее название Иерусалима!

Во-вторых, чем ещё знаменательна эта местность? Рассмотрим несколько фактов, известных из Библии. Прочтём внимательно 2Пар.3:1 “И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина.” Что мы видим? Соломон строит Храм на горе Мориа! Но ранее мы прочли, что Храм расположен в Иерусалиме, а Иерусалим на Сионе, нет ли здесь противоречия с тем выводом, который мы сделали ранее? Что нам известно о горе Мориа? Вернёмся в Быт.22:2 “ сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.” Итак, мы читаем, что Авраам был послан в “землю Мориа”, значит Мориа – это гористая местность, состоящая из многих гор, на одной из которых (Сионе) и был построен город Салим (Иерусалим). Почему же в 2Пар.3:1 сказано, что “ начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа ”? Разобраться в этом вопросе поможет топография города Иерусалима, описанная в Библейском словаре Эрика Нюстрема (изд. “Логос” Лаге, С._Петербург, 1995) на стр.167, в разделе “Иерусалим”:

“Иерусалим расположен в центре иудейских гор на 31 ° 47 северной широты и 35° 15 восточной долготы от Гринвича, возвышаясь на 800 м над уровнем Средиземного моря Расстояние между морем и Иерусалимом около 50 км, до Мертвого моря расстояние равно 20 км, до Иордана — почти 30 км Местность постепенно понижается к востоку, где она обрывается так называемой Иосафатовой долиной, которая орошается в период дождей разливающимся Кедронским потоком. В юго-восточном конце города Иерусалима восточная Иосафатова долина встречается с южной Енномовой долиной, которая, начинаясь еще на западной стороне города, дает ему природную границу. К северу от города простирается обширная равнина, украшенная оливковыми деревьями и смоковницами.

В середине самого города были две впадины или небольшие долины, благодаря которым застроенная земля естественно делилась на три главные части или возвышенности. Самой высокой из этих возвышенностей была Сион на юго-западной стороне, окруженная с юга и запада Енномовой долиною и с востока долиною Тиропеонскою, которая на юго-востоке оканчивается Кедронскою долиною, Сион, который у Иосифа Флавия называется «верхним городом», был издревле окружен стенами и глубоким рвом, и считался самым защищенным пунктом города; там были расположены крепость и царский дворец. К северу от Сиона, отделенная частью долины Тиропеонской, была расположена Акра, называемая Иосифом Флавием «нижним городом». На северо-восток от Сиона расположена святая гора Мориа, которая соединялась с Сионом каменным мостом через Тиропеон; до сих пор еще существуют остатки моста. Гора Мориа вначале не была очень высокой, но впоследствии для постройки храма часть ее вершины была приподнята, а стороны выравнены; Мориа составляет только восточную часть горы, находящейся в городе; она поднимается к северу после небольшого спуска до высоты Бет-Заит (Оливковый дом). У Иосифа Флавия эта местность называется «Новый город». Вероятно, название Бет-Заит произошло потому, что раньше там росли оливковые сады. На юге гора Мориа спускается в Енномову долину. В настоящее время гора Мориа — самая низкая часть города.”

На прилагаемых картах хорошо видна топография этой местности:

Итак, мы видим, что Иерусалим расположен на трёх (!) горах: Сион, Акра и Мориа. Видимо, от названия горы Мориа и вся месность называлась в древности “земля Мориа”, куда был направлен Авраам (Быт.22:2), но сам Иерусалим, построенный на этих трёх горах, считался построенным на Сионе – по названию самой высокой из этих трёх гор, так что никаких противоречий и несогласованностей нет.

Исходя из этих фактов, все теологи придерживаются мнения, что Авраам приносил в жертву Исаака именно на горе Мориа (в земле Мориа) и именно на этом месте позднее был построен Иерусалимский храм. Сейчас над этим жертвенным камнем построена мечеть Ма́сджид Ку́ббат ас-Са́хра, которая переводится как “Купол над скалой” (Купол скалы). Это место признаётся святым у иудеев, христиан и мусульман.

В Талмуде поясняется, что Эвен Шетия служила исходным пунктом возникновения мира (Иома 54б). Легенды о вершине Храмовой горы послужили основанием утверждения в Талмуде (Санхедрин 37), что «Иерусалим — пуп земли».

В Мидраше говорится, что «Страна Израиля расположена в центре мира, Иерусалим — в центре Страны Израиля, Храм — в центре Иерусалима, Святилище Храма — в центре Храма, «основание мира» (т. е. Эвен Шетия) — перед святилищем, в «святая святых». Эта традиция рассматривать Иерусалим как центр мира, как пуп земли была принята позднее также христианами и мусульманами, так как, согласно Корана, считается, что данная скала является краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира, а так же, здесь не только Авраам приносил в жертву своего сына (только мусульмане считают, что это был Измаил), но с этого же камня вознёсся пророк Мухаммад.

Давайте, заодно, вспомним ещё несколько исторических фактов об Иерусалиме, которые будут полезны нам в дальнейших исследованиях. О том, что ранее этот город (помимо упомянутых нами названий), так же назывался Иевус мы узнаём из Суд.19:10-12 “Но муж не согласился ночевать, встал и пошел; и пришел к Иевусу, что Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним. Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев и ночуем в нем. Господин его сказал ему: нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдем до Гивы.” Во времена завоеваний Иисуса Навина, Иевус не подвергался даже попыткам захвата и оставался городом иевусян. Первая попытка завоевания описана в Суд.1:8 “И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его, и поразили его мечом и город предали огню. ”. Но успех этот был не окончательным и временным, о чём мы узнаём из дальнейшего повествования: Суд.1:21 “Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня.” Началом окончательного завоевания Иевуса был захват Давидом крепости Сион и с тех пор стал называться как “городомом Давида”, так и “Иерусалимом”. Это записано в 2Цар.5:6-9 “ И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом . И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри” и в 1Пар.11:4-7 “И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою. Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым.”

Чем же важны для нас эти факты? А тем, что вплоть до завоевания Иерусалима Давидом, это был языческий город! Вот здесь и возникает первый, сложный для разъяснения вопрос: если Мелхиседек – это историческая личность, человек, то как он мог быть “священником Бога Всевышнего” (Быт.14:18) в языческом городе? Более того, если он был ещё и его царём, то логично предположить, что его подданные должны были бы поклоняться и служить тому же Богу, что и их царь, и там просто обязан был присутствовать культ истинного Бога. Но, в таком случае, почему об этом умалчивает Библия и куда пропали возможные последователи Мелхиседека? Из всего Священного Писания мы знаем, что во времена Авраама весь мир был языческим и существование города, поклоняющегося единому истинному Богу, просто невозможно! Именно из-за того, что Авраам в то время стал первым поклонником единого и истинного Бога Всевышнего, он назван “отцом веры” (Рим.4:16). Если бы существовал некто, верующий в единого Бога, будучи священником Ему и царём своим подданным, то Авраам бы никак не мог называться “отцом веры”!

Но ещё более удивительные моменты открываются при вдумчивом прочтении описания Мелхиседека. Удивительным является то, что почти все его характеристики мало подходят под определение человеческих, это скорее Божественные атрибуты(!):

Евр.7:2 “…по знаменованию царь правды…”

Обратимся к Толковому словарю Даля: “ЗНАМЕНАТЬ церк. знаменовать что, означать знаком, налагать знак, метить, помечать, обозначать; подавать знак, маячить; означать что собою, изображать, представлять, выражать, заключать в себе значение, смысл; предвещать”.

Мы уже знаем, что имя Мелхиседек на еврейском звучит как Мелех а-Цедек и переводится: Мелех – царь, Цедек – правда, праведность, истина. Но что ЗНАМЕНУЕТ (заключает в себе значение, смысл, согласно словарю Даля) собой это имя? Царь – это источник абсолютной власти и права над чем-либо. Но тогда получается, что его имя “заключает в себе смысл” как: “источник, правитель, законодатель ИСТИНЫ”! Вот это да! Мы же знаем, единственным источником истины является Бог! Более того, именно Иисус Христос сказал о Себе: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин.14:6).

Внимательно вчитываемся в следующую фразу:

Евр.7:2 “… а потом и царь Салима, то есть царь мира…”

А что же знаменует собой “царь мира”? Не что иное, как “источник, законодатель мира (согласия между людьми)”. Конечно, в человеческой истории было много миротворцев, но во все времена абсолютным источником мира является исключительно Бог! Ис.9:6,7 “Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его… ”. Вспомним, как это пророчество исполнилось в Иисусе: “Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир” (Еф.2:14,15).

Итак, только в этом одном стихе мы видим указание на два, исключительно божественных атрибута. Но читаем далее!

Евр.7:3 “…без отца, без матери, без родословия…”

Странная характеристика для человека! Одно дело, если родители неизвестны, но совсем другое – их отсутствие! А в этом месте Писания мы явно видим, что говорится именно об отсутствии плотских родителей. Но какая единственная личность во всём мироздании не имеет родителей? Правильно, Бог!

Евр.7:3 “… не имеющий ни начала дней, ни конца жизни…”

Ещё одна очень странная характеристика для человека, который обязательно имеет “начало дней жизни”, то есть дату рождения, а так же и конец своей земной жизни: “ И как человекам положено однажды умереть…” (Евр.9:27). Другими словами в этой фразе заключён атрибут вечности, но мы знаем, что вечность бытия – это понятие, относящееся исключительно к Богу. А теперь давайте соотнесём эту характеристику с пророчествами об Иисусе Христе: Ис.9:6 “… Отец вечности…”; Мих.5:2 “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных”. А так же вспомним что Сам Иисус говорил о Себе в данном контексте: Ин.8:58 “ Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь”. О вечности Христа говорили и апостолы: Ин.1:1-3 “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”; Кол.1:17 “ и Он есть прежде всего, и все Им стоит ”. Внимательно прочтём и Евр.7:8 “И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет”, здесь мы явно видим противопоставление “человеков смертных” с тем, кто “имеет о себе свидетельство, что он живёт”, то есть имеющим жизнь в самом себе!

Пойдём далее.

Евр.7:3“…уподобляясь Сыну Божию…”

Рассуждая об “уподоблению”, вспомним о сотворении человека Богом: Быт.1:26 “… сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…”. Что значит “по образу и подобию”? Образ – это оттенок, контур, вид какого-либо объекта. Подобие – сходство чего-либо с оригиналом. Когда говорится, что человек сотворён “по образу” Божьему, то под этим подразумевается триединство человека, подобное триединству Бога. Как Бог является триединым: Отец, Сын и Дух Святой, так и человек состоит из духа, души и тела. Когда же говорится о “подобии”, то подразумевается то, что Бог наделил человека качествами, которыми обладает Сам: разум, чувства (любовь), творческое начало, свобода выбора и т.д.

Но теперь давайте зададимся вопросом: быть сотворённым “по подобию”, означает ли то же самое, что и “быть подобным”? Ответ однозначен, НЕТ! Быть “сотворённым по подобию” – это значит быть похожим в чём-то, но “быть подобным” – означает быть таким же, другими словами, означает полное тождество. В данном отрывке мы читаем, что Мелхиседек “уподобляется Сыну Божию”, то есть, является подобным, таким же! Теперь, суммируя все три описания Мелхиседека из Евр.7:3, не напрашивается ли вывод, что он не может быть просто человеком, что это было скорее всего видимое воплощение Сына Божия (то есть, теофания)?! Но тогда возникает вопрос, а почему всё-таки говорится о “подобии”, а не говорится напрямую, что он есть Иисус Христос? Вероятнее всего из-за того, что в этом воплощении Иисус явился таким, каким Ему предстояло явится в реальной плоти спустя примерно 2000 лет, но всё-таки Он ещё не был в реальной плоти, а это было лишь видимое проявление, ПОДОБИЕ! Сын Божий в образе Мелхиседека – Первосвященника, представлял Собой на тот момент всё-таки только Бога, Он ещё не стал Человеком, поэтому и говорится всего лишь о подобии. Есть ли этой гипотезе подтверждение? Думаю, что да! Ин.8:56-58 “Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.” Не эту ли встречу имел ввиду Иисус?

Подтверждением этой гипотезы может служить и то, как по разному описывается статус Авраама и Мелхиседека автором послания к Евреям. Евр.7:4 “Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину”. Евр.7:7 “Без всякого же прекословия меньший благословляется большим”. Здесь мы отчётливо видим. Что Мелхиседек по отношению к Аврааму является и “большим” и “более великим”. Но кто в то время, время сплошного язычества, когда Авраам по сути являлся первым и единственным верующим в истинного Бога, мог быть выше (причём значительно!) “отца веры”?! Ответ мы найдём, если вернёмся в книгу Бытие к описанию их встречи. Быт.14:19 “и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;” Обратим внимание, что Авраам был благословлён не “от имени Бога”, а именно “от Бога”, Это недвусмысленно говорит о том, что он получил благословление от Самого Бога!

В свете вышеизложенного, становится ясным, почему Мелхиседек (читай Иисус), вынес Аврааму хлеб и вино. Ведь именно в этой местности, а может даже и на том самом месте, спустя 2000 лет, Иисус совершит тайную вечерю, где даст Своим ученикам хлеб и вино, как символ Своего тела и крови. Невольно напрашивается вопрос: вручение Аврааму хлеба и вина, не является ли знамением той самой вечери? Не дал ли тогда Мелхиседек (Иисус) Аврааму, как прародителю всех духовноверующих, а в его лице — Своему народу (церкви), Своего Тела и Своей Крови, как символа искупительной жертвы?

Стоит обратить внимание и на тот факт, что только Мелхиседека Авраам признаёт своим духовным главою. Контрастом здесь выступает разговор Авраама с царём Содомским, от которого Авраам не захотел взять даже нитки. Это безоговорочное признание Мелхиседека главою, абсолютное духовное подчинение ему, наряду с испытанием послушания Богу (принесение в жертву Исаака), является основанием Божьего благословения и признания Авраама праведным и только после этого Бог вступает с ним в официальный завет, подтвердив тем самым, обетование, данное ранее (Быт.12:2,3).

Но эта встреча была не только для того, чтобы объявить Авраама праведным, есть ещё один очень важный аспект. Личность Мелхиседека и его священство послужили достижению ещё одной, очень важной цели. Мы помним, что Иисусу, после Своей жертвы и воскрешения, предстояло стать Великим Первосвященником и заменить весь Ветхозаветный обряд поклонения Богу со всеми его многочисленными жертвами, традициями и даже самим Храмом, новым видом поклонения и взаимоотношениями с Богом. Но, если вспомнить, что все евреи того времени воспитывались на традициях иудаизма с непререкаемым авторитетом Первосвященника и Храма, тем более, что и сам весь этот институт иудаизма был установлен Самим Богом, то отказаться от всего этого для евреев было немыслимым святотатством против Святая-святых, да и против Самого Бога! Как это преодолеть? Автор послания к Евреям начинает с того, что доказывает, что Первосвященство по чину Мелхиседека выше, чем Первосвященство по чину Аарона. Делает он это последовательно:

Во-первых, он показывает, что Сам Бог объявил Мессию “священником по чину Мелхиседека (вовек!)” (Пс.109:4).

Во-вторых, а почему, собственно, евреи должны были согласиться, что Мелхиседек выше Аарона? На основании исторических фактов и, опираясь на логику, автор последовательно доказывает это. Для этого он выдвигает ряд доводов:

— Мелхиседек благословил Авраама, а не наоборот и Авраам даёт десятину, а не наоборот,а это означает, что и сам Аарон, как предок Авраама даёт десятину Мелхиседеку, а значит, Аарон, как и Авраам – ниже его по чину. Другими словами, отдавая десятину и получая благословение от Мелхиседека, Авраам признал не только от своего лица, но и от лица своих потомков, включая самого Аарона, безусловное превосходство сана Мелхиседека.

— напоминает, что в самом имени Мелхиседека сокрыто “знаменование” его превосходства: Царь правды и Царь мира,

— указывает на его атрибуты, которые присущи только Богу: не имеет родословия, ни начала дней, ни конца жизни,

— и, самый главный довод: он остаётся священником НАВСЕГДА! Другими словами, в отличии от священства Аарона, которое имело временный и преходящий характер, священство Мелхиседека – вечное!

Доказав превосходство священства по чину Мелхиседека над священством по чину Аарона, автор послания напоминает, что левитское служение не было совершенным, а значит требовалось его замена: “Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? ” Евр.7:11. Левитское священство не позволяло вплотную приблизиться к Богу и ничего не довело ничего до совершенства: “ибо закон ничего не довел до совершенства” Евр.7:19(1-я часть), а поэтому должна была быть введена “лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.” Евр.7:19(2-я часть). При этом, всем понятно, что двух священников быть не может, поскольку они не совместимы между собой, поэтому, поставив Первосвященником Мессию, Бог упразднил священство Аарона: “Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона” Евр.7:12. Но в древнем Израиле принятие сана Первосвященника обуславливалась “законом заповеди плотской”(Евр.7:16), то есть, требованием к родословию первосвященника — он должен был быть обязательно из колена Левина и рода Аарона (это и означает фраза “по чину”). Отсюда, Мессия, согласно “заповеди плотской” не мог стать Первосвященником по чину Аарона, так как Он был из колена Иудина: “Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.” Евр.7:14. Вот для того то, чтобы Мессии можно было всё таки стать Первосвященником законным образом, необходимо было это, более высокое чем Аароново, священство. Таковым и являлось священство по чину Мелхиседека.

Разницу в сущности священнического служения по чину Мелхиседека и Аарона показывает и отрывок из Евр.8:4÷6 “4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что такие священники, которые по закону приносят дары, 5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. 6 Но Сей получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. ” Обратим внимание на 4-й стих, где сказано, что если бы Иисус “оставался на земле, то не стал бы священником”, а это означает лишь то, что Его священство – не земное, а небесное! При этом мы априори понимаем, что “небесное” священство выше “земного”, так как земные служат лишь “образом и тенью”, как сказано об этом в 5-м стихе. Продолжим логическую связь: “небесное” священство происходит от Мелхиседека, а, значит, служение по данному чину выше, чем “земное” по чину Аарона. Но, при рассмотрении этого места, неизбежно напрашивается и вывод о том, что “небесное” священство не может быть установлено простым человеком, а только Богом, следовательно и Мелхиседек, установивший его, не может быть тем самым простым человеком!

Отсюда нам становится понятным, для чего нужна была в истории эта личность, обладающая самым высоким чином священства – чтобы и установить этот самый чин. Однако, как мы уже знаем, в тот период из всех живущих на земле таким статусом не мог обладать никто, поэтому, чтобы явить миру в историческом плане это великое священство, Сыну Божию пришлось явиться видимым образом и совершить те действия, которые описаны в Бытие и пояснение которых изложил автор послания к Евреям.

Теперь Иисус Христос является полноправным, законным Первосвященником по наивысшему чину, чину Мелхиседека. Вот для чего и нужна была эта личность.

Рассматривая вопрос о “чине священства”, нельзя упускать из вида тот момент, что все последующие священники имеют более низкое иерархическое положение, чем тот, от которого и произошёл данный чин. Так, все священники Ветхого Завета, безусловно являлись меньшими по отношению к Аарону. Исходя из этого обстоятельства, можно было бы тогда констатировать факт, что и Мессия по Своему положению должен был бы быть меньшим чем основополагатель этого чина, поскольку Он всего лишь “священник по чину Мелхиседека”, но может ли такое быть? Конечно нет! Автор послания к Евреям ранее убедительно доказал, что Мессия имеет божественную природу, то есть, является Богом, а выше Бога никого быть не может. Поэтому то Мелхиседек, основополагатель чина священства, не может быть простым человеком, статус которого был бы выше чем статус Бога. Отсюда мы можем сделать логическое заключение, что иерархические положения Мессии и Мелхиседека – равны! Другими словами — это одна и та же личность!

Понимание значения превосходства “чина Мелхиседека” над “чином Аарона” поясняет нам ещё одно, сложное для понимания, место Писания: Лк.7:28 “Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.” Вдумаемся в ту характеристику, которую даёт Спаситель Иоанну Крестителю – он самый великий священник и пророк Ветхого Завета! Он выше чем Исайя, Даниил, Иеремия и т.д.! Но, при этом, самый незначимый, но спасённый по благодати человек, более Иоанна Крестителя!!! Как такое может быть?! Конечно же, мы понимаем, что речь здесь не идёт о человеческих качествах, так как людей с таким самопожертвованием в служении Богу не так уж и много сейчас. Речь идёт о духовном “качестве” нашего служения. Мы все являемся священниками Всемогущему Богу: 1.Пет.2:9 “Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;” Но какого чина наше священство? Чина Мелхиседека! Иоанн, да и все священники Ветхого Завета, были священниками исключительно по чину Аарона, как мы уже выяснили, менее значимого, чем чин Мелхиседека.

Возвращаясь к вопросу десятины, можно отметить следующее: десятина давалась Богу! Мал.3:8 “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.” Я думаю, что вывод уже напрашивается сам собой: сомнительно, что в то время в Салиме был Храм Всемогущего Бога с институтом священства и практикой приношений и десятин, а значит, принимая десятину от Авраама, Мелхиседек сам, косвенным образом свидетельствует о своём божественном статусе.

В конце статьи, хотел бы для наглядности разместить сравнительную таблицу описаний Иисуса Христа и Мелхиседека:

Мелхиседек Иисус Христос
Царь правды (Евр.7:2) “Царь” правды (Ин.14:6; Ин.1:17; 1.Кор.1:30;   Рим.5:18)
Царь мира (Евр.7:2) Царь Мира (Ис.9:6; Еф.2:14; )
Вечный священник (Евр.7:3,8) Вечный священник (Пс.109:4; Евр.7:16,24,25)
Без начала дней и конца жизни (Евр.7:3) Вечен (Мих5:2; Ис.9:6; Кол.1:17; Ин.1:1-3; Ин.8:58)
Без отца и матери, без родословия (Евр.7:3) Сын, сущий в недре Отчем (Ин.1:18; )Я и Отец – одно (Ин.10:30)
Рождённый прежде всякой твари (кол.1:15)
Уподобился Сыну Божиему (Евр.7:3) “Уподобился” Мелхиседеку (Пс.109:4)однако, надо иметь ввиду, что быть преемником – это значит быть ниже! А Иисус никак не мог быть ниже Мелхиседека, если бы тот был просто человеком.
Хлеб и вино (Быт.14:18) Хлеб и вино (Мтф.26:26-28)

VN:F

VN:F

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже…

tanah.ru

Оценка 5 проголосовавших: 2

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here