Can a mother forget the baby at her breast
and have no compassion on the child she has borne?
Though she may forget,
I will not forget you!
See, I have engraved you on the palms of my hands;
your walls are ever before me.
Can a woman forget her sucking child,
that she should not have compassion on the son of her womb?
yea, they may forget,
yet will I not forget thee.
Behold, I have graven thee upon the palms of my hands;
thy walls are continually before me.
Can a woman forget her nursing child,
that she should have no compassion on the son of her womb?
Even these may forget,
yet I will not forget you.
Behold, I have engraved you on the palms of my hands;
your walls are continually before me.
dailyverses.net
Can a mother forget the baby at her breast
and have no compassion on the child she has borne?
Though she may forget,
I will not forget you!
See, I have engraved you on the palms of my hands;
your walls are ever before me.
Can a woman forget her sucking child,
that she should not have compassion on the son of her womb?
yea, they may forget,
yet will I not forget thee.
Behold, I have graven thee upon the palms of my hands;
thy walls are continually before me.
Can a woman forget her nursing child,
that she should have no compassion on the son of her womb?
Even these may forget,
yet I will not forget you.
Behold, I have engraved you on the palms of my hands;
your walls are continually before me.
dailyverses.net
Б. Восстановление придет от страдающего Раба (главы 49-57)
Темой предыдущего раздела, состоящего из 9 глав (главы 40-48), в основном, является Кир и его миссия по “восстановлению” иудеев как народа. Следующие 9 глав (главы 49-57) более всего “сосредоточены” на исполнении Рабом-Мессией Его служения по возвращению “народа завета” в землю обетованную и “восстановлению” праведного его “остатка” в этой земле, а также по спасению язычников для Тысячелетнего царства.
Одной из важнейших мессианских глав в книге Исаии считается глава 49; она стоит в тесной связи с другими главами на эту тему (более всего с главами 42, 50, 52 и 53).
Тематически главы 49-57 можно разделить на четыре части: 1) Раб, отвергнутый Своим народом, принесет спасение язычникам (главы 49-50). 2) Верующий “остаток” будет возвеличен (51:1 -52:12). 3) Раб будет, однако, унижен и лишь после возвеличен (52:13 – 53:12). 4) В Тысячелетнем царстве спасение придет от Раба – как к иудеям, так и к язычникам.
1. РАБУ НАДЛЕЖИТ БЫТЬ ОТВЕРГНУТЫМ (главы 49-50)
а. О миссии Раба (49:1-13)
1) Служение Раба язычникам (49:1-6).
Ис. 49:1-3. К дальним народам” и “островам” (фактически синоним дальних народов”) обращается Тот, Кому изначально поручил это Господь. Он – раб Его, возлюбленный “Отрок” Его (42:1), о Котором Исаия (названный, напомним, “ветхозаветным евангелистом”) и прежде возвещал не раз (7:13-15; 42:6; сравните с Пс. 109:2).
Образ уст острых, как… меч (сравните стих 2а с Откр. 1:16и 19:15), несомненно, говорите способности евангельской вести проникать глубоко в сердце человеческое (сравните с Евр. 4:12). В этом же стихе – образ стрел, хранящихся в Божием колчане, из которых особо изостренною (в вышеуказанном значении) является Мессия (по сравнению, вероятно, с другими посланцами – вождями и пророками (“стрелами”) Божиими).
Израилем в стихе 3 назван Мессия – в том смысле, что Он пришел в мир, чтобы до конца исполнить волю Божию; это было поручено Израилю, но он не сумел справиться с порученным ему. Поэтому не в нем, а в Христе прославился Иегова (Иоан. 13:31; 17:4).
Ис. 49:4. Первой целью явления на землю Сына было, как известно (Матф. 15:4), привести к Отцу “заблудших овец дома Израилева”. В успехе этой миссии, по-видимому, и выражено здесь (устами Исаии) разочарование Сына (Иоан. 1:11). Окончание стиха по-еврейски буквально звучит как “Мой суд… и труд Мой у Бога Моего”. То есть Сын утешается тем, что небесный Отец справедливо оценит совершенный Им труд: Иегова знает, что в видимом первом неуспехе Отрока не было Его вины, повинно в нем сопротивление свету со стороны людей, больше возлюбивших тьму нежели свет (Иоан. 3:19), да и самый “неуспех” этот был временным.
Ис. 49:5-6. И вот, в стихе 5 как бы звучит прямой ответ Иеговы на “сомнение” Его раба: да, сделанное Рабом не напрасно, ибо это Он, Иегова, образовал Его от чрева материнского для исполнения Своей воли. И высоки будут награда и почет, которые обретет Раб-Мессия: силою Отца Он не только возвратит Ему “святой остаток” народа Его – Иакова (сравните Ис. 11:11), но и станет светом народов языческих (сравните Ис. 42:6), чтобы спасение Божие простерлось до концов земли (Лук. 1:79).
2)Обещание Господа Рабу.
Ис. 49:7. Господь повторно (или в развитие сказанного перед этим) заверяет Своего Раба, презираемого народом, которому Он будет принадлежать по плоти, что Он преуспеет и в обращении к Богу язычников. Да, в пору предельного Своего унижения Он, Раб Божий, как бы превратится в раба Божиих врагов (князей, воюющих против Иеговы (сравните Пс. 2:2), или властелинов), но наступит время полного Его торжества.
И тогда цари увидят, кого они гнали, и князья поклонятся Ему – ради избравшего Его Господа, ибо “Он и Отец – одно” (Иоан. 10:30). Так и случилось в первое пришествие Иисуса Христа – после того, как Он был отвергнут Своим народом (Иоан. 1:10-11). Но когда Он возвратится на землю, чтобы установить Свое тысячелетнее правление, “все и вся” преклонится перед Ним (Фил. 2:10-11).
3)Восстановление Израиля.
Ис. 49:8-13. В стихе 8 – продолжение “ответа” Иеговы Мессии. Нет, Он “не вотще истощал силу Свою” (стих 4), ибо Отец услышал Его во время благоприятное… и в день спасения помог Ему. Прошедшее время, в котором звучит цитируемая фраза, есть прошедшее пророческое, т. е. сказанное в ней относится к будущему времени и полностью осуществится во второе пришествие Христа. Заметим в этой связи, что апостол Павел, цитируя стих 8 в 2-Кор. 6:2, отождествляет “время благоприятное и день спасения” со своим временем, когда положено было начало победоносному шествию христианства по всей земле.
Вероятно и тут (в случае Исаии) мы опять сталкиваемся с неоднократно упоминавшейся особенностью пророческого виденья – сквозь пласты времени. Господь помогал Своему Рабу во все время Его мессианского служения и продолжал (продолжает) помогать Его последователям. Но в абсолютном смысле “время благоприятное и день спасения” наступит, когда Мессия возвратится на землю. В свете этого надо понимать и фразу сделаю Тебя заветом народа (и далее).
В ней подразумевается как осуществление Божиих обещаний Израилю (“народу завета”), так и позднейшее восстановление завета (посредством Мессии) между Богом и людьми (Иер. 31:31-34 и комментарии на эти стихи). Под “восстановлением земли” в мессианском смысле может пониматься избавление ее из уз греха, а в ближайшей к Исаии исторической перспективе – “восстановление” Иудеи Киром. В плане этой перспективы может быть понят и стих 9 – как призыв к “вавилонским пленникам”, 70 лет остававшимся во тьме духовной, выйти из чужой земли. Во второй части стиха – обещание им благоденствия.
Но более, по-видимому, здесь развитие мысли о духовном служении Раба-Мессии, и тогда под теми, которые во тьме, понимаются язычники. Во второй части стиха – символы радости и торжества тех, которые освободились из уз греха. Примечателен в этом плане стих 10, где Милующий ничто иное, как “Пастырь добрый”; нетрудно заметить смысловое созвучие этого стиха стихам 16-17 в 7 главе книги Откровения.
В стихе 11 образ большого прямого пути (сравните с Ис. 40:4), по которому станут возвращаться в землю обетованную ведомые Господом иудеи. Но в большей опять-таки степени это то же, что “большая дорога” и проложенный по ней “святой путь” в Ис. 35:8, которым пойдут спасенные в Тысячелетнее царство. Они пойдут издалека, со всех концов земли (иносказание стиха 12); не известно, где находилась земля Синим, которую одни “помещают” в Финикию, а другие в Египет.
В стихе 13 пророк откликается на обещание Господа радостно-хвалебным гимном в обычной для него манере (сравните Ис. 44:23). И снова это благодарственная хвала не только за предстоящее иудеям освобождение из вавилонского плена, но и за будущее помилование всех страдальцев земли (включая язычников), которые обратятся к Нему (сравните с Ис. 11:4). б. Бог заверяет Израиля в том, что не оставит его (49:14-26)
Ис. 49:14-16. Начиная со стихом 14, Бог отвечает на привычный для Него ропот Сиона, или иерусалимлян (сравните с 40:27). Плоды своей “жестоковыйности” иудеи склонны были приписывать “забывчивости” (неверности) Бога, возлагая на Него “вину” за свои страдания. В стихе 15 Он заверяет Сион, что не забудет и не оставит его, подчеркивая это иносказанием в стихе 16 Иерусалим (в собирательном смысле) всегда перед глазами Его, как если бы был “изображен” на ладонях Всевышнего.
Ис. 49:17-21. Господь (устами Исаии) обещает народу Своему, что возвратит его из плена в землю его, и что чужеземные разорители и опустошители перестанут досаждать ему. Живу Я! (стих 18) – клянется Господь Собою; “развернутая” формула этой клятвы: “Так же верно, как то, что Я жив, верно и то, что это (то, о чем идет речь) произойдет”. В окончании стих 18 – иносказание: земля иудейская “украсится” возвратившимися к ней сыновьями, как невеста… убранством своим.
Образная речь в стихах 19-21 определяется системой житейских ценностей, бытовавших на древнем Востоке: едва ли не высшим благословением семьи и рода считалось многочисленное потомство. Оно и обещано Иудее Иеговой: недавно еще, потерявшая прежних детей своих (стих 20), она подобна была бесплодной вдове, уведенной в плен с родного пепелища, но вот близится преображение ее в “невесту” (стих 18), у которой будет столько детей, что тесно станет им в родительском “доме”.
Применительно к историческим обстоятельствам нельзя не заметить, что иудеев, которые возвратятся из Вавилона примерно 200 лет спустя, будет относительно немного (книги Ездры и Неемии). Так что пророчество, содержащееся в стихах 18-21, более, как представляется, относится к возвращению Израиля на Сион в начале Тысячелетнего царства.
Ис. 49:22-26. В этих стихах образ победоносного Божией помощью и силой Израиля. Исаии, который прозревает обращение народов к Сильному (Богу) Иаковлеву (стих 26) – после того, как они осознают, что именно Он управляет миром, обращение это видится в форме преклонения язычников (т. е. всех неевреев) перед народом, избранным Богом.
otveti.org